11 января в Областной научной библиотеке состоялась встреча с литературоведом Олегом Лекмановым, который рассказал о своей новой книге: «Венедикт Ерофеев: посторонний».
В декабре 2019 года биография писателя, написанная в соавторстве с Михаилом Свердловым и Ильёй Симановским, стала победителем национальной литературной премии «Большая книга».
Лекманов рассказал, что Венедикт Ерофеев был человеком, который вел трудную, временами нищенскую жизнь. Автор видит в этом парадокс: «Мы получаем большую премию за жизнеописание человека, который был посторонним очень многому из того, что творилось вокруг». Из этого понимания и родилось название книги.
Несмотря на такой образ жизни, в орбиту влияния Ерофеева попадали люди из очень разных кругов. Одним из них, например, был известный политолог Глеб Павловский, который был приятелем Игоря Авдиева. Еще одним таким человеком был художник-карикатурист Андрей Бильжо.
«Одна из загадок, которая касается поэтики: мы писали большую книгу о человеке, который написал мало», — рассказал Олег Лекманов.
«Задача написать про Ерофеева была самой сложной. Как только ты начинаешь знакомиться с фактами его биографии, возникает огромное количество разных вопросов, на которые очень трудно отвечать. Поэтому позиция наблюдателя-собирателя очень удобная: ты имеешь возможность предоставить читателю разные точки зрения. Про каждого человека рассказывают разные вещи, но в случае Ерофеева они очень полярные. Потому что он ускользал от любого четкого определения, от любого запихивания в какие-то рамки», — поделился своим впечатлением автор книги.
Венедикт Ерофеев известен как автор одного произведения — «Москва-Петушки». По мнению Лекманова, эта вещь сильно выделяется по качеству среди всего его творчества: «Моя идея состояла в том, что это был человек, поцелованный Богом. Один раз, но крепко».
Сам Ерофеев, со свойственной ему иронией, говорил, что сначала это никак не называлось. Но по просьбе «некоторой дамы» определить жанр, родилось название «поэма». Лекманов убеждён, что это текст, из которого невозможно убрать ни единого слова.
Владимирский писатель Вячеслав Улитин был лично знаком с Венедиктом Ерофеевым. Он рассказал о своём друге, который «научил его свободе»:
«Сама вещь была написана для нас, друзей Венички. Это было написано спонтанно, как записки или дневник. Он был вообще человек записных книжек. Он все время что-то записывал. И эта вещь появилась из записной книжки. И он адресовал её нам. И жанр ее он определил потом. Вообще-то, по сути, это трагедия, страшная трагедия русской жизни».